Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...
  Содержание

Спор
«Я не пишу больших полотен... »
Эпиграмма
Авторы и Леногиз
Приятно
Стихи о Серапионовых братьях, сочиненные в 1924 году
Случай
Перечень расходов на одного делегата
Юрию Герману
«Бессмысленная радость бытия... »
В трамвае
Бессонница
«Я прожил жизнь свою неправо...»
Страшный Суд
«Меня Господь благословил идти...»
«...Прощай, дерево...»

 
 

Спор

Первый  День отнимается за днем,
Но я горю былым огнем,
Еще я полон ожиданья.
Второй  Ты лучше постигай законы мирозданья.
Первый  Когда я деву обнимаю,
То все законы понимаю!
Второй  Ты лучше их попробуй изложить.
Первый  Попробую, хотя предпочитаю жить.
Здесь девушки стояли,
Я около стоял.
И медленно вздыхали,
Когда я предлагал.
Потом они дышали,
И я дрожал, дышал.
И понимал едва ли,
Что с ними совершал.
Их маленькие ручки…
Второй  А я утверждаю, что они сучки.
Эти низшие созданья,
Лишены высшего сознанья,
Их непонятное устройство
Источник темный беспокойства.
Задача каждого творца
Источник этот до конца
Перекопать. До основанья
Очистить силою сознанья.
Первый  Я наслаждаюсь девушки природою…
Второй  Давай ее сюда, я сейчас ее изуродую.
Смотри!
Я для начала и пока
Ее лишаю языка.
Всегда она заговорит.
Я недоволен и сердит.
Она юлит и так и сяк,
Но вот ее язык иссяк,
А мой несвойствен ей никак.
Смотри!
Она стоит без языка,
В ней стыд, покорность и тоска.
Потом она стесняться будет
Простых движений живота.
Свои желания забудет,
И просияет чистота.
И вот прозрачная девица
На шкафчике сидит, как птица.
Склонив безумные глазища,
Она чирикает со мной.
Из рук моих вкушает пищу,
Смешит гостей и влагой прыщет
Как бы снарядик костяной.
Первый  Но ведь это против законов природы.
Женщины – существа интересной породы.
Когда они так преобразовываются,
Страшные катастрофы образовываются!
Ведь эта дева – ваша муза,
А муза все же, как-никак,
Жива, тепла и голопуза,
Сама вступает с вами в брак.
Поводит теплыми руками,
Подходит теплыми боками,
Простую жажду вызывает,
Тоску, в которой счастье бродит,
Как бродит в зернах теплота,
Когда росток из них выходит,
Наверх…
Второй  Какая простота!
Дурак играл на балалайке
И вдруг, как зернышко, расцвел.
О несознательной хозяйке
О музе разговор завел…
Сейчас я спички достаю
И поджигаю жизнь твою.
Первый  Я не знал ни дня, ни часа,
У окошка я сидел,
Балалайку скромно дергал,
Потихоньку песни пел.
О великий литератор,
Замечательный оратор.
Извините, я горю
И нескладно говорю.
Тлеет бедный мой живот,
В бороде сгорают крошки,
Из моей несчастной ножки
Бесполезный дым идет.
Смотрит заяц из куста,
Шерсть прекрасна и густа.
Извините, я горю,
Я нескладно говорю,
Но однако же, товарищ,
Посмотри-ка, дорогой,
Я встаю в дыму пожарищ
Победитель и герой.
В результате столкновенья
Просвещенный великан
Через копоть и туман
Я восстал венцом творенья.
Добродушные вулканы
И глубокие моря
Окружают великана,
Оживленно говоря.
Посмотрите, он горит
И свободно говорит.
Все понятно, все приятно,
Все доступно, все мое,
Не хочу идти обратно
В неопрятное жилье.
Пусть летит огонь по жилам,
Служит он великим силам.

[Начало 20-х годов]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]



Я не пишу больших полотен –
Для этого я слишком плотен,
Я не пишу больших поэм,
Когда я выпью и поем.

[20-е годы]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Эпиграмма

Уставший и остывший,
С постылою судьбой,
Незнавший и забывший,
Как быть ему с собой.

За ним несется ветер,
Трава скользит у ног,
Сверчок свистит на вечер,
Встревоженный сверчок.

Вода журчит в канаве
Далеким ручейком,
А свет скользит в канаву
И пляшет кувырком.

А он идет унылый,
Усталый, постылый,
Сутулый и пустой,
С карманною могилой,
С фарфором за спиной
И с гамбургской луной.

[1924-1926]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Авторы и Леногиз

Все у нас идет гладко,
Только авторы ведут себя гадко.
Прямо сказать неприятно –
Не желают работать бесплатно.
Все время предъявляют претензии:
Плати им и за рукописи, и за рецензии,
И за отзывы, и за иллюстрации,
Так и тают, так и тают ассигнации.
Невольно являются думы:
Для чего им такие суммы?
Может, они пьют пиво?
Может, ведут себя игриво?
Может, занимаются азартной игрой?
Может, едят бутерброды с икрой?
Нельзя допускать разврата
Среди сотрудников Госиздата.
[1927]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Приятно

Приятно быть поэтом
И служить в Госиздате при этом.
Служебное положение
Развивает воображение.

[19 II / IX 1927]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Стихи о Серапионовых братьях, сочиненные в 1924 году

Серапионовы братья –
Непорочного зачатья.
Родил их «Дом искусств»
От эстетических чувств.

Михаил Слонимский:
Рост исполинский, –
Одна нога в Госиздате
И не знает, с какой стати,
А другая в «Ленинграде»
И не знает, чего ради.
Голова на том свете,
На дальней планете,
На чужой звезде.
Прочие части неизвестно где.

Константин Федин
Красив и бледен.
Пишет всерьез
Задом наперед.

Целуется взасос.
И баритоном поет.
Зощенко Михаил
Всех дам покорил –
Скажет слово сказом,
И готово разом.
Любит радио,
Пишет в «Ленинграде» о
Разных предметах
Полонская Елизавета.

Вениамин Каверин
Был строг и неумерен.
Вне себя от гнева
Так и гнул налево.
Бил быт,
Был бит.
А теперь Вениамин
Образцовый семьянин,
Вся семья Серапионова
Ныне служит у Ионова.

[15/III – 1928]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Случай

Был случай ужасный – запомни его:
По городу шел гражданин Дурнаво.
Он всех презирал, никого не любил.
Старуху он встретил и тростью побил.
Ребенка увидел – толкнул, обругал.
Котенка заметил – лягнул, напугал.
За бабочкой бегал, грозя кулаком,
Потом воробья обозвал дураком.
Он шествовал долго, ругаясь и злясь,
Но вдруг поскользнулся и шлепнулся в грязь.
Он хочет подняться – и слышит: «Постой,
Позволь мне, товарищ, обняться с тобой,
Из ила ты вышел когда-то –
Вернись же в объятия брата.
Тебе, Дурнаво, приключился конец.
Ты был Дурнаво, а теперь ты мертвец.
Лежи, Дурнаво, не ругайся,
Лежи на земле – разлагайся».
Тут всех полюбил Дурнаво – но увы!
Крыжовник растет из его головы,
Тюльпаны растут из его языка,
Орешник растет из его кулака.
Все это прекрасно, но страшно молчать,
Когда от любви ты желаешь кричать.
Не вымолвить доброго слова
Из вечного сна гробового!
Явление это ужасно, друзья:
Ругаться опасно, ругаться нельзя!

<Начало 30-х годов>
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Перечень расходов на одного делегата

Руп
На суп,
Трешку
На картошку,
Пятерку
На тетерку,
Десятку
На куропатку,
Сотку
На водку
И тысячу рублей
На удовлетворение страстей.

[1934]
[Житие сказочника 1991, с. 302-317]




Юрию Герману

Ты десять лет назад шутил, что я старик.
О, младший брат, теперь ты мой ровесник.
Мы слышали друзей предсмертный крик,
И к нам в дома влетал войны проклятый вестник.
И нет домов. Там призраки сидят,
Где мы, старик, с тобой сидели,
И укоризненно на нас они глядят
За то, что мы с тобою уцелели.
За унижения корит пустой их взор,
За то, что так стараемся мы оба
Забыть постылых похорон позор
Без провожатых и без гроба.
Да, да, старик. Запрещено шутить,
Затем, что ныне все пророки.
Все смерть слыхали. И, боясь забыть,
Твердят сквозь смех ее уроки.

<1945>



Бессмысленная радость бытия.
Иду по улице с поднятой головою.
И, щурясь, вижу и не вижу я
Толпу, дома и сквер с кустами и травою.
Я вынужден поверить, что умру.
И я спокойно и достойно представляю,
Как нагло входит смерть в мою нору,
Как сиротеет стол, как я без жалоб погибаю.
Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу.
Меня тревожит солнце в три обхвата
И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу!
Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то.
И через мир чужой врываюсь я
В знакомый лес с березами, дубами,
И, отдохнув, я пью ожившими губами
Божественную радость бытия.

<2-я половина 40-х годов>



В трамвае

Глядят не злобно и не кротко,
Заняв трамвайные места,
Старуха – круглая сиротка,
Худая баба – сирота.
Старик, окостеневший мальчик,
Все потерявший с той поры,
Когда играл он в твердый мячик
Средь мертвой ныне детворы.
Грудной ребенок, пьяный в доску,
О крови, о боях ревет,
Протезом черным ищет соску
Да мать зовет, все мать зовет.
Не слышит мать. Кругом косится,
Молчит кругом народ чужой.
Все думают, что он бранится.
Да нет! Он просится! Домой!
Увы! Позаросла дорога,
И к маме не найти пути.
Кондуктор объявляет строго,
Что Парки только впереди.
А рельсы, добрые созданья,
На закруглениях визжат:
- Зачем невидимы страданья?
Зачем на рельсах не лежат?
Тогда бы целые бригады
Явились чистить, убирать,
И нам, железным, от надсады
Не надо было бы орать.

<2-я половина 40-х годов>



Бессонница

Томит меня ночная тень,
Сверлит меня и точит.
Кончается вчерашний день,
А умереть не хочет.
В чаду бессонницы моей
Я вижу – длинным, длинным
Вы, позвонки прошедших дней,
Хвостом легли змеиным.
И через тлен, и через прах
Путем своим всегдашним
Вы тянетесь, как звон в ушах,
За днем живым, вчерашним.
И ляжет он под тихий звон
К друзьям окостенелым,
Крестом простым не отличен,
Ни злым, ни добрым делом.
Ложись к умершим близнецам,
Отпетым и забытым.
Ложись, ложись к убитым дням,
Моей рукой убитым.
Томит меня ночная тень,
Сверлит меня и гложет.
Не в силах жить вчерашний день,
И умереть не может.

<Вторая половина 40-х годов>



Я прожил жизнь свою неправо,
Уклончиво, едва дыша,
И вот – позорно моложава
Моя лукавая душа.
Ровесники окаменели,
И как не каменеть, когда
Живого места нет на теле,
Надежд на отдых нет следа.
А я все боли убегаю
Да лгу себе, что я в раю.
Я все на дудочке играю
Да тихо песенки пою.
Упрекам внемлю и не внемлю.
Все так. Но твердо знаю я:
Недаром послана на землю
Ты, легкая душа моя.

<1946-1947>



Страшный Суд

Поднимается в гору
Крошечный филистимлянин
В сандалиях,
Парусиновых брючках,
Рубашке без воротничка.
Через плечо пиджачок,
А в карманах пиджачка газеты
И журнал «Новое время».
Щурится крошка через очки
Рассеянно и высокомерно
На бабочек, на траву,
На березу, на встречных
И никого не замечает.
Мыслит,
Щупая небритые щечки.
Обсуждает он судьбу народов?
Создает общую теорию поля?
Вспоминает расписание поездов?
Все равно – рассеянный,
Высокомерный взгляд его
При небритых щечках,
Подростковых брючках,
Порождает во встречных
Глубокий гнев. А рядом жена,
Волоокая с негритянскими,
Дыбом стоящими волосами.
Кричит нескромно:
- Аня! Саня! –
У всех народностей
Дети отстают по пути
От моря до дачи:
У финнов, эстонцев,
Латышей, ойротов,
Но никто не орет
Столь бесстыдно:
- Аня! Саня! –
Саня с длинной шейкой,
Кудрявый, хрупкий,
Уставил печальные очи свои
На жука с бронзовыми крылышками.
Аня, стриженая,
Квадратная,
Как акушерка,
Перегородила путь жуку
Листиком,
Чтобы убрать с шоссе неосторожного.
- Аня! Саня! Скорее. Вам пора
Пить кефир. –
С горы спускается
Клавдия Гавриловна,
По отцу Петрова,
По мужу Сидорова,
Мать пятерых ребят,
Вдова трех мужей,
Работающая маляром
В стройремонтконторе.
Кассир звонил из банка,
Что зарплаты сегодня не привезут.
И вот – хлеб не куплен.
Или, как некий пленник, не выкуплен.
Так говорит Клавдия Гавриловна:
Хлеб не выкуплен,
Мясо не выкуплено,
Жиры не выкуплены.
Выкуплена только картошка,
Не молодая, но старая,
Проросшая, прошлогодняя,
Пять кило древней картошки
Глядят сквозь петли авоськи.
Встретив филистимлян,
Света не взвидела Клавдия Гавриловна.
Мрак овладел ее душой.
Она взглянула на них,
Сынов Божьих, пасынков человеческих,
И не было любви в ее взоре.
А когда она шла
Мимо Сани и Ани,
Худенький мальчик услышал тихую брань.
Но не поверил своим ушам.
Саня веровал: так
Женщины не ругаются.
И только в очереди
На Страшном суде,
Стоя, как современники, рядышком,
Они узнали друг друга
И подружились.
Рай возвышался справа,
И Клавдия Гавриловна клялась,
Что кто-то уже въехал туда:
Дымки вились над райскими кущами.
Ад зиял слева,
С колючей проволокой
Вокруг ржавых огородов,
С будками, где на стенах
Белели кости и черепа,
И слова «не трогать, смертельно!»
С лужами,
Со стенами без крыш,
С оконными рамами без стекол,
С машинами без колес,
С уличными часами без стрелок,
Ибо времени не было.
Словно ветер по траве,
Пронесся по очереди слух:
«В рай пускают только детей».
«Не плачьте, Клавдия Гавриловна, –
Сказал маленький филистимлянин, улыбаясь,
Они будут посылать нам оттуда посылки».
Словно вихрь по океану,
Промчался по очереди слух:
«Ад только для ответственных».
«Не радуйтесь, Клавдия Гавриловна, –
Сказал маленький филистимлянин, улыбаясь, –
Кто знает, может быть, и мы с вами
За что-нибудь отвечаем!»
«Нет, вы просто богатырь, Семен Семенович,
Воскликнула Клавдия Гавриловна,
Шутите на Страшном суде!»

<1946-1947>



Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить божье повеленье,
Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.

Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись, поет в глуши своей.

[1946-1947]



...Прощай, дерево,
Темнокорый ствол,
Зеленые листья,
Пышная верхушка.
Знал я тебя да с твоими братьями,
Видал, да рядом с товарищами,
Любил, да только со всем садом заодно,
А сегодня бреду
И вижу – беда пришла!
Братья твои живут,
А тебя, высокое, вихрь повалил.
Товарищи стоят,
А твои листья с травой переплелись.
Тут уж, друг,
На тебя одного взглянул,
От всех отличил,
Шапку снял...
Спасибо, друг,
Что жил-поживал,
Своей зеленью людей баловал,
Дыханием радовал,
Шорохом успокаивал.
Кабы мог, я бы тебя поднял,
У смерти отнял,
Кабы знал – я вчера бы пришел,
Живого тебя приласкал...
Поздно.
В саду стало пусто.
Заскрипели колеса,
Дровосеки приехали.
Прощай, друг безымянный...
<50-е годы>

[Житие сказочника 1991, с. 302-317]

Составтель А.С.Кулева

ЛИТЕРАТУРА:

Житие сказочника 1991 –Житие сказочника. Евгений Шварц.
      Из автобиографической прозы. Письма. О Евгении Шварце
/
      Сост. Л.В.Поликовская, Е.М.Биневич. М.: Кн. палата, 1991.
Предчувствие счастья 1999 – Шварц Е. Предчувствие счастья. Дневники.
      Произведения 20-х – 30-х гг. Стихи и письма. М.: Корона-Принт, 1999.
Мы знали Евгения Шварца. Л. – М.: Искусство, 1966.
Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. М. – Л., 1990.
Шварц Е. Телефонная книжка. М., 1997.
Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия.
      М.: АСТ: Олимп, 1998. С. 5-27; 474-612.
Чуковский Н.К. Евгений Шварц // Чуковский Н.К. Литературные воспоминания.
      М.: Сов. писатель, 1989. С. 245-279.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.