Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Александр Диесперов

Александр Федорович Диесперов (Диэсперов, псевдонимы для критики Ал.  Д-ов и А.  Д-ов)
10/22.IV 1883, Брянск Орловской губ. –не ранее 1931, Каменец-Подольский (?)
     
     Александр Диесперов родился в семье почетного гражданина, служащего земской управы Федора Львовича Диесперова. В июне 1903 А. Ф. Диесперов окончил Ливенское реальное училищеи осенью того же года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Осенью 1906 перевелся с четвертого семестра физико-математического факультета на первый семестр историко-филологического факультета. Из-за стесненного материального положения был вынужден пропустить 1909/10 учебный год: служил народным учителем в одной из земских школ Московского уезда. Осенью 1910 вернулся к учебе; в мае 1915 окончил университет с дипломом первой степени (диплом выдан в марте 1916).
     Время перехода на историко-филологический факультет (осень 1906), вероятно, не случайно. Незадолго до этого Диесперов сблизился с группой поэтов-символистов третьей волны (В. Стражевым, В. Ходасевичем, С. Киссиным) и «отечески опекавшим их», по словам Андрея Белого, прозаиком Б. Зайцевым. Именно у Зайцева встретилась впервые с Диесперовым В. Н. Муромцева, которой запомнился его «застенчивый аскетический силуэт». Сам Зайцев тоже отмечал аскетизм в облике и характере Диесперова.
 
     
     Из воспоминаний Бориса Зайцева:
     27 апреля <1906>. Открытие первой в России Думы. Наш поэт Александр Диесперов – студент в очках, живущий на 15 рублей в месяц – отшельник, страстный и патетический книжник, – впоследствии автор тома о блаженном Иерониме, – читает свою лирическую передовую для «Зорь» об эре свободы, о вольном народе, и о другом, начинающемся… Апрельское золото на его некрасивом, и умном, и восторженном лице. Золото – во влажных от волнения глазах, да и по нас пробегает содрогание восторга. Вообще восторг – одна из важных черт «зоризма». Мы так иногда называли свое настроение. Диесперов воспевал в своих стихах Русь, апрель, колокола, березки, некий град Китеж, иногда приходил ко мне, задыхаясь от волнения и слез. Он был мистик, но не декадент. Страстно поклонялся Белому (времен «Золота в лазури»), Блоку «Прекрасной Дамы». Поэзию и святую бедность он избрал себе для обручения. Сколько его я помню, облик монаха в нем рос, углублялся. Он совсем отдавал уже свою жизнь другим, иногда с некоторую суровостью; но тогда, в апреле «Зорь», он более всего остался в моей памяти с золотом слез восторга.


     
     Диесперов начал активно сотрудничать в журналах, писал рецензии и статьи о проблемах литературы – в «Перевале», «Русской мысли», альманахе «Гриф», еженедельном журнале «Зори» и других периодических изданиях (в основном под псевдонимами Ал.  Д-ов и А.  Д-ов). В 1906 в издательстве И. Сытина была напечатана его первая книга – «А. И. Герцен. Биографический очерк».
     Время от времени в периодике появлялись и стихи Диесперова, а в 1911 в издательстве «Гриф» вышел его единственный стихотворный сборник – «Стихотворения». Критика встретила его недоброжелательно: появились отрицательные рецензии С. Городецкого в «Речи», Е. Янтарева (псевдоним Е. Л. Бернштейна) в «Московской газете». Однако, по мнению современников, блеском мысли эти рецензии не отличались: «А вот тебе новости: Янтарев в газете облаял Диесперова, очень глупо облаял и скучно», – сообщал Киссин Ходасевичу в письме от 25 июня 1911.
     В 1913 Диесперов стал одним из четырех поэтов, получивших вторую премию на конкурсе лирических стихотворений им. С. Я. Надсона (первая премия не была присуждена никому).
     Со студенческих лет Диесперов серьезно занимался религиозной философией, изучал и переводил труды Эразма Роттердамского и Иеронима Стридонского. В 1916 вышла его работа «Блаженный Иероним и его век» (М.: изд. К. Ф. Некрасова). В 2002 эта книга была переиздана в серии «Православная библиотека» издательства «Канон +». Как выясняется из аннотации к этому изданию, книга эта до сих пор остается непревзойденной:
 
     
     Книга А. Диесперова, вышедшая в 1916 г. и с тех пор не переиздававшаяся, все еще остается лучшим отечественным исследованием об Иерониме Стридонском – великом отце церкви, знаменитом авторе латинского перевода Библии, человеке блестящей и разносторонней эрудиции, которому столь многим обязана гуманитарная культура Средневековой и Новой Европы. А. Диесперов прекрасно знает бытовые и духовные реалии эпохи, демонстрирует исчерпывающее знакомство с сочинениями Иеронима, что позволяет ему создать удивительно живой, достоверный и глубокий портрет этой необыкновенной личности рубежа IV–V веков.


     
     Последнее живое свидетельство о Диесперове находим в книге [ЛЖР:17–20, с. 117]. А. Ф. Диесперов был одним из авторов еженедельного издания «Понедельник “Власть народа”» (позже – просто «Понедельник», редактор политического отдела – Е. Кускова, литературного – М. Осоргин), выходившего с 25 февраля по 8 июля 1918 и закрытого в связи с «мятежом левых эсеров».
     После этого Диесперов, согласно [РП:1800, т. 2], писал литературно-критические и исторические работы, но большая их часть осталась неопубликованной.
     
М. И. Воронцова, Н. Н. Перцова
     
     Основные источники: [РП:1800, т. 2; Зайцев 1991; ЛЖР:17–20].
     
     ЛИТЕРАТУРА:
     
Зайцев 1991 – Б. К. Зайцев. Далекое. М.: Советский писатель, 1991.
ЛЖР:17–20 – Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография. Том 1. Часть 1. Москва и Петроград. 1917– 1920 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2006.
Московский Парнас – Московский Парнас. Кружки, салоны, журфиксы Серебряного века. 1890–1922. М.: Интелвак, 2006.
РП:1800 – Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Тт. 1–5. М.: Большая Российская энциклопедия, ИМЛИ РАН, 1989–2007.