Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Тихон Чурилин

Тихон Васильевич Чурилин
5/17.V 1885, Лебедянь Тамбовской губ. – 28.II 1946, Москва
Прозаик, драматург, литературный критик, поэт
Учился на медицинском и историко-филологическом факультетах Московского университета

      О Тихоне Чурилине даже специалисты по литературе Серебряного века знают по большей части лишь то, что это был поэт, которого Марина Цветаева считала гениальным и называла своим учителем. Что же еще входит в расхожий набор «знаний» о поэте Тихоне Чурилине? Пожалуй, то, что, по воспоминаниям Лили Брик, его стихотворение «Конец Кикапу» любил скандировать Маяковский.
      Между тем Тихон Чурилин – один из значительных поэтов первой половины ХХ века.
      Тихон Васильевич Чурилин родился 5 (17) мая 1885 в г. Лебедянь Тамбовской (ныне Липецкой) области. О своей матери Чурилин сообщает следующее: «Мать – Александра Васильевна Ламакина, купеческая дочь г. Ефремова, Тульской губ. – дала особое чувство (чувствительность) к музыке и ритму, слову (музыкальный абсолютный слух, любовь к чтению с 4 лет)». Далее он пишет об отце и отчиме: «Отец – еврей, провизор, наделил большой физической сопротивляемостью и стойкостью. Был усыновлен, как родившийся под его кровом, Лебедянским купцом Василием Ивановичем Чурилиным, мужем матери».
      «Читать с 4-х лет, писать с 7-ми лет, влюбляться с 3-х лет. Гимназия: с 9-ти лет. Любимое в ней: книги, русский язык, потом рисование», – сообщал поэт о себе. Эта же архивная единица хранения дает нам много другой интересной информации. Мы узнаем, что с 9-ти лет маленький Тихон прислуживал в церкви, в 13 лет впервые познал женщину, в 17 лет получил первую политическую ориентировку («социалисты-революционеры, Каляев, Спиридонова, Савинков, Шлиссельбуржцы, Народная воля»). Затем Чурилин знакомит нас со своими литературными пристрастиями: «Дюма, Андерсен, Пушкин (проза), Лермонтов (стихи), Золя, Достоевский, де Фог, Чехов, Гончаров, Гоголь, Лесков».
      Учился Тихон «сначала в пансионе Довгань, в Лебедяни, затем в местной прогимназии». Неизвестно в точности, окончил ли Чурилин гимназический курс, поскольку сам он «путается в показаниях», давая противоречивую информацию в мемуарах и автобиографиях. Так или иначе, в 1904, поссорившись с отчимом, Тихон покидает Лебедянь. Сначала он едет в Саратов, где живет около года, после чего перебирается в Москву. В сентябре 1907 Чурилин поступает вольнослушателем на экономическое отделение Московского коммерческого института. По его собственному утверждению, в 1905–1906 он успел поучиться и в Московском университете: сначала на медицинском, а потом на историко-филологическом факультетах. До настоящего времени документальных свидетельств, подтверждающих факт обучения Тихона Чурилина в Московском университете, обнаружить в архивах не удалось. Но сам поэт свидетельствовал: «Москва. Университет. Медиц<инский>, филолог<ический> [Биографо-Производственная анкета Т.В.Чурилина (Тихона Тицнера) // РГАЛИ, ф. 1222, оп. 1, ед. хр. 4, л. 2]. «Учился: <…> в Московском Коммерческом институте (экономист) и Московском Университете (сначала на медицинском, затем на филологическом факул<ьтет>ах» [Автобиографическая справка // РГАЛИ, ф. 1222, оп. 2, ед. хр. 1, л. 1].
      Первые свои корреспонденции Тихон напечатал в 1897 в губернских «Ведомостях» Тамбова. Первые стихи написал в 1904. В это же время он впервые женился. О его избраннице известно лишь то, что ее звали Зоя и ей была посвящена поэма Чурилина «Кроткий катарсис» («Альманах муз», 1916, с. 183). Первая поэтическая публикация состоялась в 1908 – в выпусках «Ежемесячных литературных и популярных приложений» к журналу «Нива».
      В 1908, опасаясь преследований царской полиции, Чурилин уезжает в Европу. Вскоре после возвращения он попадает в московскую Преображенскую больницу с диагнозом «мания преследования».
      В 1912–13, после выхода из больницы, Чурилин, возобновляя старые знакомства, отправляет свои рукописи А.Блоку и В.Брюсову, знакомится с авангардными художниками и поэтами: М.Ларионовым, Н.Гончаровой, А.Крученых, В.Хлебниковым. В 1915 в издательстве «Альциона» выходит его первая поэтическая книга «Весна после смерти» (с гравюрами Н.Гончаровой). Книгу заметили. Появились рецензии В.Ходасевича, Б.Садовского, С.Вермеля и др. Но автору показалось, что только Николай Гумилев нашел самые нужные и точные слова. Гумилев писал, что Чурилин «связан с Андреем Белым и – отдаленнее – с кубо-футуристами <…>. Тема его – это человек, вплотную подошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший <…> в его стихах есть строгая логика безумия и подлинно бредовые образы».
      В материальном и бытовом отношениях в жизни поэта мало что изменилось. Как и прежде, до больницы, после выхода книги он продолжает нуждаться, скитается, не имея собственного угла, ночует, где придется, болеет туберкулезом. Но это время было для Чурилина весьма насыщенным в творческом плане. В 1916 он публикует свои произведения (стихи, фрагменты прозы, поэтические переводы с татарского языка) в «Гюлистане», «Московских мастерах», «Альманахе муз» и других изданиях.
      В мае 1916 Чурилин уезжает в Крым. Здесь он встречает свою будущую жену – Брониславу Иосифовну Корвин-Каменскую. Хранящаяся в архиве «Книжка на получение обмундирования и жалования солдата 12 роты, 2 взвода, 1 отделения Чурилина Т.В.» дает указание на то, что, видимо, именно в Крыму Чурилин был мобилизован в армию, где служил всего несколько месяцев, до октября.
      Осенью 1917 в Евпатории, на «Вечере стихов и прозы», устроенном в здании женской прогимназии, Чурилин выступает с чтением своих стихов, текстов В.Каменского, В.Хлебникова, Д.Бурлюка, Н.Асеева, С.Парнок, М.Кузмина, О.Мандельштама, Б.Лившица, И.Северянина и др.
      Весну–осень 1918 Чурилин проводит в Харькове, где знакомится с Григорием Петниковым. Вероятно, именно здесь Велимир Хлебников «назначил» Чурилина одним из «Председателей Земного Шара».
      На протяжении поздней весны и лета 1920, т. е. еще при белогвардейцах, Чурилин, Бронислава Корвин-Каменская и Лев Аренс – «натуралист широкого профиля», как он сам себя называл, и поэт-любитель, приехавший в Крым из Петербурга, – организовали в Симферополе и Евпатории несколько «Вечеров поэзии будущего», в программу которых входили доклады Аренса «Слово о полку будетлянском» (молодая поэзия будущего), П.Новицкого «Пафос поэзии будущего», выступление профессора А.А.Смирнова, показ работ Корвин-Каменской, служивших своеобразными иллюстрациями к стихам, чтение произведений В.Хлебникова, Г.Петникова, Т. Чурилина, Божидара, Н.Асеева, Б.Пастернака, В.Каменского. Помимо этого, 14 августа 1920 «молодыми окраинными мозгопашцами», как они себя называли, был организован «Вечер творчества Т.Чурилина» со «Словом о творчестве Чурилина» Л.Аренса, «живописными примерами» Б.Корвин-Каменской и стихами Чурилина в исполнении С.Прегель, Л.Аренса, О.Мобрай и самого Тихона Васильевича.
      «Крымское братство» положило начало дружбе и многолетней переписке между Чурилиным, его женой, Григорием Петниковым и Аренсами (Львом и его супругой Саррой). «Вторая книга стихов» была выпущена Петниковым – одновременно с повестью «Конец Кикапу», в 1918, – в организованном им, Николаем Асеевым и Божидаром харьковском издательстве «Лирень». Петникову же и посвящен этот небольшой поэтический сборник, состоящий всего лишь из 14-ти стихотворений, входящих в неопубликованную книгу под названием «Льву – барс». Одноименное стихотворение, открывающее эту книгу, посвящено Льву Аренсу, посвятившему, в свою очередь, Тихону Чурилину статью «Слово о полку Будетлянском».
      В 1920, после целой серии выступлений на поэтических вечерах, Чурилин вдруг заявил, что «окончательно и бесповоротно решил отказаться от писания стихов и беллетристики и перейти целиком на газетную, журнальную и литературоведческую работу. И я не писал стихов с 1920 г. по 1931 – т. е. 12 лет». В эти годы он ведет активную общественную и агитационную деятельность, пишет критические статьи, руководит литературными секциями и кружками.
      В конце 1922 Чурилин возвращается в Москву, сближается с Н.Асеевым, Б.Пастернаком и О.Бриком, знакомится с В.Маяковским. В 1927 обострившаяся психическая болезнь вновь приводит его на больничную койку. Около четырех лет он проводит в московской Донской больнице.
      Первая его публикация после 12-летнего поэтического молчания – переработки фольклора народов СССР. Песни Чурилина публикует «Литературная газета». Подборка чурилинских текстов сопровождается восторженно-сочувственной статьей Николая Асеева [Асеев 1932].
      В это время Чурилин создает книгу «Жар-Жизнь», в которую вошли тексты 1931–32 годов. Дело доходит до того, что «Жар-Жизнь» принимают к печати в издательстве «Советская литература», но Главлит ее не пропускает. Идет дальнейшая борьба за книгу. Появляются положительные рецензии О.Брика и П.Новицкого, оставшиеся неизданными, но сохранившиеся в фонде Чурилина в РГАЛИ.
      Несмотря на помощь друзей и соратников, обращение в различные инстанции и «обработку» властей предержащих, заканчивается эта история с «пробиванием» книги тем, что уже готовый набор рассыпают и «Жар-Жизнь» окончательно «замораживают».
      Поэт продолжает делать одну за другой отчаянные попытки доказать свою «нужность» и «полезность» советской литературе. Он едет в фольклорные экспедиции в Адыгею (результат поездки – создание одноименной пьесы) и Архангельскую область; начинает работу, продолжавшуюся до последних дней, над своей главной книгой – романом «Тяпкатань». Вступление в 1934 в Союз писателей в целом не дает особых преимуществ и не открывает широких возможностей. Правда, хотя это одна лишь видимость, временно налаживаются отношения с издательствами. И через два года «Жар-Жизнь» вновь включают в план изд-ва «Советский писатель». Все это на материальном положении Чурилина никак не отражается. Поэт по-прежнему бедствует.
      В 1940 с большим трудом удается довести до печати книгу избранных стихов, составленную, в основном, из стихов 1930-х; во многом компромиссную, в которой от прежнего Чурилина почти ничего не осталось. К тому же сборник этот до широкого читателя не дошел. Сохранилось всего лишь несколько экземпляров.
      А в октябре 1945 случилось несчастье: умерла жена, самый преданный друг и соратник Бронислава Корвин-Каменская. Состояние самого Чурилина становится все тяжелее. Он впадает в глубокую депрессию, надвигается рецидив психической болезни. Вскоре его забирают в московскую больницу имени Ганнушкина. Организм его истощен, полностью отсутствует жировая прослойка. Поэт замкнут, необщителен, «высказывает бредовые идеи». 28 февраля 1946 Тихон Васильевич умирает. 2 марта его прах был сожжен в Донском крематории.
      На родине книги Чурилина ни разу не переиздавались. Небольшая книга неизданных стихов Чурилина вышла в Испании, в авангардном издательстве Михаила Евзлина: Тихон Чурилин. Стихотворения / сост., вступ. ст. и примеч. А.Мирзаева. Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante, 2010. До сих пор остается неопубликованной боóльшая часть литературного наследия Тихона Васильевича: роман «Тяпкатань»; книга о Циолковском «Гражданин Вселенной»; поэма в прозе «Из детства далечайшего», повести «Последнее посещение», «Тайна», «Агатовый Ага»; пьесы «Последний визит», «Здорово, Цезари!» и др.; книга стихов «Жар-Жизнь», мемуары, статьи, письма, очерки и многое, многое другое.

А.М.Мирзаев

ЛИТЕРАТУРА:

Аренс 1990 – Лев Аренс. Слово о полку будетлянском /
      публ. Е.Аренса, примеч. А.Мирзаева // Сумерки. 1990. № 10+1.
      (Теория и практика «Игры в аду». К 80-летию русского авангарда.), с. 15–28
      [перепеч.: Хлебниковские чтения. СПб., 1991, с. 138–150].
Асеев 1932 – Н.Н.Асеев. Песни Тихона Чурилина //
      Литературная газета, 1932, № 15 (184), 29 марта.
Крусанов 2003 – А.В.Крусанов. Русский авангард.
      Т. 2. Кн. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2003.