Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Федор Кокошкин

Федор Федорович Кокошкин
20 IV / 1 V 1773, Москва – 9/21 IX 1838, с. Бёдрино Московского уезда
Поэт, переводчик, драматург, директор Императорских Московских театров, актер-любитель
Выпускник нравственно-политического отделения Московского университета; член-учредитель и председатель Общества
любителей российской словесности при Московском университете; почетный член Московского университета

      Весной 1997 г. в ходе подготовки к празднованию 850-летия Москвы по распоряжению правительства города был снесен прекрасный допожарный особняк по адресу: Никитский бульвар, д. 6; на его месте была устроена автомобильная стоянка. Этот дом «у Арбатских ворот» в первой трети XIX в. был одним из центров театральной и литературной Москвы. Сюда съезжался весь город – актеры, литераторы, университетские профессора и студенты, московская знать. В домашних спектаклях вместе с профессиональными актерами участвовал и сам гостеприимный хозяин – Федор Федорович Кокошкин, сын генерал-поручика от армии Федора Ивановича Кокошкина (1720–1785), владельца поместий в Петербургской, Московской и Саратовской губерниях.
      Федор Федорович воспитывался сначала дома вместе со своими братьями, потом окончил нравственно-политическое отделение Московского университета. Служил в гвардии, а затем по гражданскому ведомству, в частности – губернским прокурором в Москве (с 1813 по 1815 г.). С марта 1817 г. был третьим помощником управляющего Императорскими Московскими театрами. Затем стал членом репертуарной части Дирекции Императорских театров в Петербурге, а с 1823 по 1831 год служил директором Императорских Московских театров (вместе с этой должностью был пожалован камергером двора).
      С молодых лет театр был главным увлечением Кокошкина. Его перу принадлежат многочисленные переводы (одноактная комедия Бэлена «Перегородка, или Много труда по-пустому», «Урок старикам» Делавиня, комическая опера Седена «Со всем прибором сатана, или Сумбурщица жена» и др.) и переделки иностранных пьес (среди последних наибольшим успехом пользовался «Мизантроп» Мольера, пересказанный им в стихах), а также ряд оригинальных драматических произведений (трагедия «Зорада», стихотворная комедия «Воспитание, или Вот приданое» и др.); они шли и на московских, и на петербургских сценах.
      Кокошкин внес большой вклад в становление русского театра. Он заботился об актерах (добивался увеличения их жалования), находил новые таланты, выбирал лучшие пьесы по способностям каждого актера, а иногда специально заказывал для них пьесы (так, в конце 1823 г. по его просьбе Вяземский и Грибоедов вместе написали водевиль «Кто брат, кто сестра?» для бенефиса актрисы М.Д.Львовой-Синецкой), приглашал в театральное училище лучших преподавателей и сам занимался с воспитанниками, возобновил Петровский театр, открыл «воздушный» театр в Голицынском (потом Нескучном) саду на 1500 мест и т.п. («Воздушный» театр был и в его имении Бёдрино.) Репетиции спектаклей Большого и Малого театров проходили в уже упоминавшемся доме Кокошкина у Арбатских ворот.
      Как поэт Кокошкин выступил впервые в 1809 г. со стихотворением «Врата щастия», далее стихотворные произведения следовали одно за другим: «Ода Человек» и «На бегство Наполеона с остатками войск его» (1812), «Излияние чувств глубокой благодарности» (обращено к императрице Марии Федоровне), и «К изображению беспримерного во владыках Александра I» (1814), и др. Стихи его помещали журналы «Вестник Европы», «Сын отечества», «Амфион» и др., печатались они и в изданиях Общества любителей российской словесности при Московском университете.
      В 1811 г., при открытии этого Общества, Кокошкин был приглашен в число его учредителей. С 1812 по 1817 год он входил в состав Приготовительного собрания Общества. Он считался превосходным декламатором, и чуть ли не на каждом собрании его просили читать доставляемые в Общество произведения. Вот фрагмент из отчетов Общества за 1812 г [Мендельсон 1911, Приложения, с. 63–65]:

        7-е обыкновенное заседание, января 27-го. Г<осподин> Д<ействительный> Ч<лен> Кокошкин: «Две сцены из Вольтеровой Меропы», переведенные Г.Д.Ч. Ф.Ф.Ивановым.

      8-е обыкновенное заседание, февраля 24-го.
Г.Д.Ч. Кокошкин: «Послание от Пенелопы к Улиссу» из Овидиевых Героид, переведенное Г.Д.Ч. Мерзляковым.
<...>

      10-е обыкновенное заседание, марта 30-го.
Г.Д.Ч. Кокошкин: первый акт «Заиры» в стихах, переведенный Поч<етным> Ч<леном> Ю.А.Нелединским-Мелецким.
<...>

      12-е торжественное заседание, июня 7-го.
Д.Ч. Кокошкин: рассуждение «О похвальных словах Ломоносова», сочиненное Д.Ч. Каченовским.

      10 октября 1826 г. первый председатель Общества А.А.Прокопович-Антонский сложил с себя председательские полномочия, и Общество приостановило свою работу. Это вызывало недовольство в Министерстве народного просвещения, которое предписывало «дать сведения о деятельности Общества» (22 февраля 1827 г.) и указывало, что «долговременная недеятельность оного Общества предосудительна самому университету» (20 апреля 1827 г.) [Мендельсон 1911, с. 34]. Общество, разделенное на приверженцев классицизма и романтизма, не могло найти преемника, и единственным устраивающим обе партии кандидатом оказался Кокошкин. После настоятельных уговоров он согласился занять должность председателя и был единогласно избран на экстраординарном собрании 7 мая 1827 г. Секретарем при Кокошкине стал писатель М.Н.Загоскин, помогавший ему и в театральных делах. Во вступительной речи новый председатель подчеркнул, что «будучи ныне занят беспрерывными заботами службы, требующей постоянного действия», он опасается, что «силы его будут слабее воли его». Действительно, Кокошкин не мог сравниться с таким организатором науки, как его предшественник Прокопович-Антонский. Современники писали, что «дела при нем шли вяло», «он не умел направлять мнений членов», «думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики».
      2 ноября 1829 г. Кокошкин сложил с себя полномочия председателя Общества, а через два года оставил и службу в Императорских театрах. Последние годы жизни он провел преимущественно в своем имении Бёрдино, занимаясь хозяйством, однако его хозяйственные начинания дохода не приносили (см. раздел Воспоминания).
      В становлении русского театра Кокошкину принадлежит выдающаяся роль, о чем говорили актеры Мочалов, Щепкин, Каратыгин и многие другие.

Н.Н.Перцова, А.В.Уланова

Основные источники: [СЧОЛРС, Мендельсон 1911, РП:1800].