Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Александр Койранский


Александр Арнольдович (Ааронович) Койранский (иногда подписывался А. –ский, Александр –ский, А. К.)
7/19 II 1884, Москва – 1968, Пало-Алто, Калифорния, США

Младший из трех братьев Койранских (см. Борис Койранский, Генрих Койранский). Отец – виленский 1-й гильдии купец Аарон Гершанович Койранский, владелец писчебумажной лавки в Москве. Среднее образование А. А. Койранский получил в Московском коммерческом училище и в Московской частной гимназии Ф. И. Креймана. В 1903 поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1909 с дипломом второй степени. С 1903 по 1907 был также студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у К. Ф. Юона (в 1918 в серии «Русские художники» вышла книга А. Койранского «К. Ф. Юон»). Много работал в области книжной графики: например, оформил сборник стихов и прозы «Корабли» (М., 1907); участвовал в художественных выставках (графика и офорты); его выразительные рисунки и акварели часто появлялись в периодике: так, в одной только годовой подшивке еженедельника «Кривое зеркало» за 1910 год встречаются десятки его рисунков – портреты современников и жанровые сценки.
Первая публикация стихов А. Койранского относится к 1902: в альманахе «Отблески» появился цикл «Песни одиночества»; и с этого времени его стихи регулярно печатались в журналах и альманахах, хотя ни одного поэтического сборника он так и не издал.
Нелицеприятный, но выразительный портрет А. Койранского оставил Б. Садовской [Садовской 1993, с. 22, 27]:
 

Эйфелеву башню можно уменьшить до размеров пресс-папье, превратить в брелок <…>
Встречаются писатели, художники, даже философы такого же миниатюрного склада. Куда годится еле видный осколок алмаза – им и стекло не разрежешь – а между тем он настоящий драгоценный камень. <…>
Койранский был таким же игрушечным декадентом. Маленький, остренький, старообразный – к двадцати годам бородка и плешь – в зеленой студенческой тужурке «царского сукна», Койранский в одно и то же время мыслитель, поэт, живописец, музыкант и театральный рецензент. На всех выставках и первых представлениях можно встретить его рыжую бородку и пенсне, услышать отчетливые резкие суждения. И все в гомеопатических дозах. <…>
Койранский пишет стихи. В них нет ни мысли, ни чувства, зато поэту хорошо известно: теперь решается проблема рифмы, об этом говорят теперь и в Париже и в Москве. И Койранский пускает в ход щегольской набор великолепнейших рифм.

      Я вечером снимал свой галстук,
      Вдруг страшный в двери услыхал стук.

      От музыки Корещенки
      Завоют на дворе щенки.

      Седеет к октябрю сова,
      И мощь когтей слабеет,
      Но крепки когти Брюсова,
      Хотя он сам седеет.

      Спи, но забыл ли прозы Ли том?
      Спиноза был ли прозелитом?

<…>
Пламенное служение «новому искусству» и желание быть оригинальным роднит Волошина с Койранским, однако Койранский по удельному весу таланта значительнее Волошина.


В то же время о нем сохранились благожелательные и даже восторженные отзывы («молодой, блестящий, в остроумии непревзойденный», – характеризовал его Дон Аминадо). В университетские годы А. Койранский сдружился с возглавляемой ; Владиславом Ходасевичем компанией поэтов – выпускников III Московской гимназии; одно время даже квартировал вместе с Александром Брюсовым. Ему симпатизировали такие разные люди, как И. Бунин, неоднократно упоминавший «Сашу Койранского» в своих дневниках и в «Окаянных днях», и К. Станиславский, которому позже в Америке А. Койранский помогал с редактированием и изданием английского перевода книги «Моя жизнь в искусстве» (Бостон, 1924). Вплоть до революции Александр Арнольдович активно печатался не только как поэт, но и как прозаик, очеркист, литературный, художественный и театральный критик. В литературной среде пользовались популярностью эпиграммы А. Койранского, например такие:
 

      С. Кречетову.

      Твой гордый знакъ, твой бѣлый кречетъ,
      Собой являетъ не мечту ль?
      Судьба съ тобою въ четъ и нечетъ
      Играя, дерзко кости мечетъ, –
      И знакъ послѣдней кости… нуль.
      <1909>

      Садовскому.

      Воспѣлъ поэтъ золоторунный,
      Самовлюбленнѣйшiй пiитъ,
      Своихъ мозговъ узоръ чугунный
      И головы своей гранитъ.
      <1911>



В начале 1918 А. Койранский уехал в Одессу, оттуда в 1919 в Париж, затем – Лондон и снова Париж. Занимался журналистикой и переводами, а «порой приходилось браться за кисть маляра и другие инструменты». В 1922 как художник-декоратор и помощник режиссера отправился вместе с театром Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» в Америку, где и обосновался. С конца 1920-х практически перестал писать. В послевоенные годы преподавал русскую словесность.

Н. Н. Перцова

Основные источники: [РП:1800, т. 3; Садовской 1993].

ЛИТЕРАТУРА:

РП:1800 – Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Тт. 1–5. М.: Большая Российская энциклопедия, ИМЛИ РАН, 1989–2007.
Садовской 1993 – Б. А. Садовской. «Весы» (воспоминания сотрудника) / публ. Р. Л. Щербанова // Минувшее. Исторический альманах. М.– СПб.: ATHEUM – ФЕНИКС, 1993, с. 7–53.