Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Варвара Бутягина

Варвара Александровна Бутягина
1901, Елец Орловской губ. – 1987, Москва
Поэт
Училась на факультете общественных наук 1 МГУ


      Отец В.А.Бутягиной. – присяжный поверенный, мать – племянница редактора «Русской мысли» и переводчика В.М.Лаврова. Шести лет Варвара вместе с семьей переехала из Ельца в Москву. Окончив в 1918 г. женскую гимназию С.А.Арсеньевой, поступила на литературно-художественное отделение факультета общественных наук 1-го МГУ; одновременно занималась в Литературном институте. Совмещала учебу с работой в Отделе охраны искусства и памятников старины НАРКОМПРОСа и в других учреждениях; университет не окончила. В 1921–1923 годах работала секретарем издательства «Библиотека красноармейца» и журнала «Политработник», в 1923–1931 – в редакции газеты «Известия ЦИК», затем – в заводских многотиражках.
      В 1925 г. Бутягина вышла замуж за инженера В.П.Ходатаева, родила ему двоих сыновей.
      С девяти лет писала стихи. В 1920 г. на конкурсе ТЕО НАРКОМПРОСа получила II премию за детскую пьесу. В 1921 г. вышла первая книга ее стихов – «Лютики» (с предисловием А.В.Луначарского). Ее лирическая героиня – чистая, глубоко верующая девушка, «белая монашка» – бесконечно далека от послереволюционной риторики, и Луначарский в своем предисловии на разные лады оправдывает перед читателем ее аполитичность:

        Бываешь счастливым, когда находишь талант.
      Конечно, в наше исключительное время прежде всего торопливо, жадно ищешь талантливые явления, способные ответить на его новые запросы. Современные таланты, со стальными нервами, с многогранной душой, с жаркой любовью к вихрю революции, переоценке ценностей и переплавке устоев общественной и личной жизни, – вот чего ищешь напряженно. Когда что-нибудь подобное находишь, то действительно ликующий крик радости вырывается у тебя. Но значит ли это, что мы должны проходить с равнодушием мимо молодых дарований другого типа? Вот перед нами молодая девушка Варвара Бутягина. Ее душа полна полудетских, полудевичьих грез. То вечное, что как в солнце, в море и в цветах, постоянно для всякого нового поколения возрождается в детстве и в юности, нами, коммунистами, вовсе не отбрасывается. А молодая поэтесса этот вечный материал любви, мечты, природы передает с изумительным для молодости совершенством. Ее свежий голос звенит точно выправленный той большой культурой стихотворчества, которую приобрела русская литература за последнее десятилетие. Ее молодая рука с необыкновенной четкостью чертит перед нами свои узоры и накладывает ясные, нежные, неожиданные краски. Она настоящий художник. Серьезность ее формы заставляет предполагать большое будущее.
      <…> Можно ли однако «пока» держать под спудом эти гобеленовые произведения, эти узорные ткани или, еще вернее, витражи, которые создает Бутягина, только потому, что они относятся к области поэзии всех времен по содержанию, хотя и очень отражают достижения нашего времени по форме?
      Разве вы сейчас, пролетарий, революционер, <…> разве вы не чувствуете радости и отдыха, когда слушаете хорошо сыгранный ноктюрн Шопена или Шумановскую «Мечту» на виолончели? <…> Разве вас не радует больше жужжание пчел или облака на небе? Разве все это стало несвоевременным и нелепым отвлечением от нашего основного дела? <…>
      Вот почему желательно, чтобы прелестные художественные, узорные, благоуханные, полные самой чисто юности стихотворения молодой поэтессы были напечатаны в наши бурливые, голодные, голые, героические, вдохновенные, разрушающие и строящие миры дни.

      Книга вызвала целый ряд положительных откликов: это ступенька к «счастливой поэзии, где не будет диссонансов» (П.Куделли); она «возвышает, освежает душу, поднимает радостные чувства» (П.Яровой) и т. д. [ЛЖР-2, с. 154].
      Еще раньше Бутягина начала играть заметную роль в литературной жизни Москвы. В 1919 г. она стала одним из учредителей (наряду с Ю.Балтрушайтисом, К.Бальмонтом, В.Брюсовым и др.) и активным членом кружка «Литературный особняк»; в 1920 г. входила также в кружок «Зеленая мастерская»; в 1922 г. вместе с Н.Захаровым-Мэнским и рядом других членов «Литературного особняка» образовала группу «Неоклассики», которая в том же году выпустила коллективный сборник лирики. Входила и в кружок «Никитинские субботники».
      В начале 1920-х годов много выступала с чтением стихов – не только на заседаниях кружков, но и на вечерах поэзии и «турнирах поэтов» в Политехническом музее и других больших залах (подробнее см. в [ЛЖР-1, ЛЖР-2]). В 1924 г. ее стихотворение вошло в антологию «Поэты наших дней». В 1926 г. вышла вторая книга ее стихов – «Паруса».
      Предсказание Луначарского о «большом будущем» не сбылось. Со второй половины 1920-х годов Бутягина пишет поэму из времен гражданской войны, готовит новые поэтические сборники (не менее двух), однако печатают ее все реже, а в 1931 г. публикаций у нее уже нет. Заполняя в 1932 г. одну из нескольких сохранившихся в РО ИМЛИ анкет, она так отвечает на казуистический вопрос о том, почему ее находящиеся в рукописях работы не были опубликованы: «Трудности устройства в печать стихов, особенно лирики». Под откос катится и ее служебная карьера – после 1931 г. она работает уже не в «Известиях», а в «газетах-массовках» Завода отопительных приборов и Фабрики Мосшвея № 8. Последняя из заполненных ее рукой анкет, хранящихся в ИМЛИ РАН, относится к 1934 г.
      Фамилия Бутягина и место рождения Елец дают основание предполагать, что она может быть как-то связана с «тайно венчанной» женой философа Василия Васильевича Розанова ельчанкой Варварой Дмитриевной Бутягиной (урожденной Рудневой). И действительно, поиски в архиве Розанова в РО ГЛМ принесли некоторые результаты. Так, из записки старшей дочери Розанова Татьяны Васильевны [ф. 362, оп. 2, д. 218, л. 3] выясняется, что Варвара Александровна – двоюродная сестра Александры Михайловны Бутягиной, дочери Варвары Дмитриевны от первого брака. В документах средней дочери Розанова, поэтессы Варвары, обнаруживается оглавление ее дневника ([ф. 362, оп. 2, д. 60, л. 45 об.], переписано рукой все той же Татьяны; сам дневник не сохранился), где среди важнейших событий ее жизни отмечена «Дружба с В.Бутягиной» – по расположению в дневнике можно предположить, что разгар дружбы двух Варвар приходится на 30-е гг. Еще один связанный с Бутягиной документ относится к 1956 г., когда Татьяна Васильевна нашла в семейных бумагах рукописи ее стихов и послала их поэтессе Ольге Алексеевне Мочаловой с просьбой поспособствовать их опубликованию. Сохранился ответ Мочаловой [ф. 362, оп. 2, д. 218, лл. 1–2]:

        <…> Что же касается В.Ал.Бутягиной, я хорошо знала её. Она была прехорошенькой девушкой, поклонницей Бальмонта, у него мы с ней и встретились. В дальнейшем, я знаю, она вышла замуж за грубияна, служила в «Известиях», у неё родились два сына. Дальше след ее пропал и среди литературных имен имя ее не появлялось. Что с ней? Жива ли она и как сложилась её судьба?
      Как неожиданно оказалась она Вашей родственницей. Я с удовольствием сделаю, что возможно, для сохранения её памяти, но раньше хотелось бы иметь некоторые биографические сведения.

      В биографии В.А.Бутягиной все еще немало белых пятен.


Н.Н.Перцова
Основные источники: [ЛЖР1; ЛЖР2; Перцова 2011; РО ИМЛИ, ф. 448, оп. 1, № 7, 8, 9; РО ГЛМ]

Выражаю благодарность С.И.Субботину, подготовившему для нас выписки из дела В.А.Бутягиной в РО ИМЛМ РАН, и В.А.Дроздкову, сообщившему нам год ее смерти.


ЛИТЕРАТУРА

Бутягина 1921 – В.Бутягина. Лютики / предисловие А.Луначарского.
      Пб.: Гос. изд-во, 1921.
Бутягина 1922 – <В.Бутягина> // Лирика. Стихи. Второй сборник.
      М.: «Неоклассики», 1922, с. 4–5.
Бутягина 1926 – В.Бутягина. Паруса. М., 1926.
ЛЖР1 – Литературная жизнь России 1920-х годов. Москва и Петроград.
      1917–1920 гг.
/ под ред. А.Ю.Галушкина. М: ИМЛИ РАН, 2006.
ЛЖР2 – Литературная жизнь России 1920-х годов. Москва и Петроград.
      1920–1921 гг.
/ под ред. А.Ю.Галушкина. М: ИМЛИ РАН, 2006.
Перцова 2011 – Перцова Н.Н. «Я как маньяк работаю над стихами»
      (Материалы к биографии Варвары Розановой-Гординой)

      // Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного.
      ИРЯ РАН. М.: Азбуковник, 2011. С. 72–80.
 



РО ИМЛИ РАН,
публикуется впервые